- ЭЛЬ ГРЕКО (Еl Greco)
- (1541-1614)Испанский художник греческого происхождения родился на о. Крит, где его первыми учителями живописи были местные монахи-иконописцы. Творческая жизнь художника прошла в Венеции, Риме и испанском городе Толедо, где он выполнял заказы монастырей и храмов. В центре большей части картин Эль Греко образы Нового Завета - «Распятие» (1585), «Несение креста» (1590), «Благовещение» (1603), «Поклонение пастухов» (1605), «Моление о чаше» (ок. 1605), «Снятие пятой печати» (1608-1614), «Сошествие Св. Духа» (1610- 1614),« Встреча Марии и Елизаветы» (1610- 1614),«Апостолы Петри Павел»(1614)идр. Все они выполнены барочной манере, т. е. в духе мистического спиритуализма. Позади остался Ренессанс с его неоязыческим апофеозом плоти и титанической мощью изображавшихся форм. Живописный язык Эль Греко иной. Его не привлекают обнаженные тела. Он равнодушен к каноническим представлениям о классических пропорциях и легко идет на их нарушения. В его работах преобладают легкие деформации, удлиняющие и утончающие фигуры, что сообщает им особую, повышенную одухотворенность. Иногда они кажутся просто бесплотными, похожими на мистические видения. Между тем в них ощущается присутствие необычайной воодушевленное™, граничащей с экстатичностью. У зрителя не возникает и тени сомнения относительно истоков их духовной энергии. Говоря современным языком, апостолы, евангелисты, святые на картинах Эль Греко - это ярко выраженные пассионарии, т. е. люди, чьей жизнью владеет одна пламенная страсть - благовествовать об Иисусе Христе.Посмертная судьба творческого наследия Эль Греко во многом сходна с судьбой наследия И. С. Баха. В ней с резкой отчетливостью проступил контраст между продолжительным забвением и сильным всплеском общего интереса к его полотнам.
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.